Экологическое образование и воспитание


Экологическое образование и воспитание
   — термин "экология" (от греч. оikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Глеккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию, экологию детства и др., которые вместе с экологией природных систем обеспечивают равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества. Экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества. Его цель - формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности; оптимизация взаимодействия в системе "природа - общество - человек". Современный этап развития экологического образования строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его осн. прин- ципы: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды, взаимосвязь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем. Первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями и т.д. В школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение природоведения. Общность задач учебно-воспитательной работы на уроках природоведения, изобразительного искусства, чтения, музыки позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими предметами и использовать природоведческие знания на других уроках. Одной из фундаментальных идей в содержании экологического образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естественно-научных и общественно- исторических дисциплин. С позиций оптимизации взаимодействия общества и природы в школе вводится изучение рационального использования природных ресурсов, принципов социально-безвредной технологии и т.п. Содержание экологического образования связано с утверждением идеала человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производственной деятельности, но и воспитания чувства ответственности за её последствия. Одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 323)
   Ч313.522.7
   Ч30в2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Экологическое образование и воспитание" в других словарях:

  • Экологическое образование и воспитание учащихся — педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек часть природы, вышел из нее и… …   Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

  • экологическое образование — Просвещение и воспитание населения в духе бережного отношения к природе …   Словарь по географии

  • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В СССР экологическое воспитание одна из составных …   Экологический словарь

  • -Экологическое воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и экологических норм и ценностей; Э.в. осуществляется через экологическое образование, а также семью, государственные и… …   Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Экологическое воспитание и образование — деятельность по формированию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечению экологических знаний ( проект федерального закона О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР Об охране окружающей природной… …   Экологический словарь

  • Воспитание —     относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия

  • Полное среднее общее образование — образовательный и образовательно квалификационный уровень общеобразовательной подготовки, обеспечивающий всестороннее развитие учащегося как личности, его способностей, талантов, трудовую подготовку, профессиональное самоопределение, формирование …   Официальная терминология

  • ЭКОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА — Термин «экология» (от греч. oikos дом, жилище и logos наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. наук и развивала идеи Ч. Дарвина о… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Лицей № 389 (Санкт-Петербург) — Государственное Образовательное Учреждение Лицей № 389 Центр Экологического Образованич [[]] Основана 1959 Директор Васекина Лариса Иванова Тип Общеобразовательное учреждение Адрес Россия, Санкт Петербург Кронштадтская улица, 7 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Экологическое образование и воспитание» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.